|
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СУИЦИДА
(модель Э.Шнейдмана)
Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации.
В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Суицид является ответом на вопросы «Как из этого выбраться?», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.
Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен.
Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.
Если прекращение сознания – это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая боль является тем, от чего он убегает.
Если снизить интенсивность страданий, даже незначительно, то человек сделает выбор в пользу жизни.
Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит иного способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.
Если удовлетворить фрустрированные потребности, то суицид не возникает.
При работе с человеком, находящимся в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями, нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо не эффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения.
Целью вмешательства становится снижение давления травматических обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение.
Основным принципом терапии является следующий: чтобы уменьшить интенсивность суицидальных тенденций, следует снизить эмоциональное напряжение.
Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, причем оба действия являются истинными и непритворными. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения (и даже планировать его) через вмешательство других.
Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является переходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое, почти волшебное, разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания и боли; все или ничего.
Системы поддержки личности, близкие люди, значимые не помещаются в рамки «туннельного» сознания. Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суицидента.
Важно противодействовать суждению мыслей суицидента и увеличить варианты выбора, тем самым устраняя суицидальный вариант.
Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относятся уход из дома, из семьи, дезертирство из армии. Суицид является предельным, окончательным бегством.
Суицид можно предотвратить, закрывая выходы – например, отбирая у человека пистолет, - или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни.
Практически в каждом случае люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Однако эти сообщения не расцениваются окружающими людьми как сигнал бедствия.
Л и ч н о с т н ы е с т и л и с у и ц и д е н т о в:
Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.
Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает ригидной и при соответствии целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.
Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.
Регриссивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации; эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью.
Зависимый: беспомощность, безнадежность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки.
Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти.
Отрицательный: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимое последствие; отрицание снижает контроль над волевыми убеждениями, что усугубляет риск.
Гневный: затрудняются выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.
Обвиняющий: убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.
Бегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психологической ситуации.
Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний.
Заброшенный: переживание пустоты вокруг себя, грусти или глубокой скорби.
Творческий: восприятие самоубийства как нового или привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.
О с о б е н н о с т и п о в е д е н и я,
с в и д е т е л ь с т в у ю щ и е о н а л и ч и и с у и ц и д а л ь н ы х м ы с л е й
П р и з н а к и д е п р е с с и и
Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!
О с н о в н ы е м о т и в ы с у и ц и д а л ь н о г о п о в е д е н и я
д е т е й и п о д р о с т к о в
Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
П р и з н а к и д е п р е с с и и у п о д р о с т к о в
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ
О НАСИЛИИ НАД НИМ?»
Когда ребенок рассказывает вам о насилии.
Если ребенок говорит об этом в группе:
Покажите, что вы приняли это к сведению, например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже», и смените тему. Организуйте разговор с ребенком наедине, и чем скорее, тем лучше (например, на ближайшей перемене или после уроков).